27 июля 2016 г.

«Марта Фрейд» (отзыв о романе Николь Розен)


Марта Бернейс (Martha Bernays, 1861—1951) вышла замуж за Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud, 1856—1939) в 25 лет и прожила с ним в браке более 50-ти лет, пережив мужа на 12 лет. У них было шестеро детей: Матильда, Мартин, Оливер, Эрнст, София и Анна. Первый ребёнок – Матильда – родилась в 1887 году, а шестой – Анна – в 1895 году.
Марта Фрейд, как и большинство замужних женщин своего времени, стала домохозяйкой. То есть полностью подчинила свою жизнь мужу и детям. Она была ласковой, заботливой и рассудительной женой и матерью.
Я вдруг осознала, насколько отличалась от его [Зигмунда Фрейда] матери. Она была нервной, суматошной, соблазнительной, властной – я была спокойной, дисциплинированной и послушной. Я сразу заметила, что ему нравятся эти черты во мне, именно они были ему нужны. Я безо всякого труда приняла его представление об идеальной женщине. Знаю я и то, что он не обольщался насчет моей красоты. Он преспокойно написал мне об этом через несколько недель после нашей помолвки. (...)
... он, стараясь смягчить удар, тут же напомнил о других присущих мне качествах, о том, что он любил во мне. Это были те качества, которые, по его мнению, мужчина мечтает найти в своей супруге – кротость, великодушие, разумность. 
Если про личность З. Фрейда написано очень много, то про его жену Марту мало что известно.  Французская писательница Николь Розен (Nicolle Rosen) решила исправить эту ошибку.

Проштудировав большое количество документов и книг (список источников – в Послесловии к роману) из жизни известного психоаналитика, она составила свой образ его незаметной по жизни жены. Однако книгу Н. Розен нельзя назвать полностью документальной. Десять писем (датированных с 23 сентября 1946 г. по 30 сентября 1947 г.), которые приводятся в романе, никогда не были написаны Мартой Фрейд к миссис Мэри Хантингтон-Смит, поскольку последняя – плод фантазии Н. Розен. По замыслу автора романа Марта Фрейд ведёт переписку и делится воспоминаниями о своей жизни с этой несуществующей подругой, видимо затем, чтобы придать им (воспоминаниям) достоверность.

Особо много места в воспоминаниях Марты занимают прежде всего муж Зиги, её младшая сестра  Минна и дочь Анна.
Я знаю, что ревновала Зигмунда к Анне больше, чем к Минне. Близость, возникшая между Анной и отцом, сильно ранила меня. В конце концов, Минна была моей сестрой, ровесницей. Между нами всегда была дружба, пусть и с примесью ревности. С Анной всё было иначе. Мы жили в разных мирах. С ней я соперничать не могла. Внешне она  относилась ко мне с уважением, но между нами не было никакой близости, нежности, ничего, что могло бы заглушить неприязнь, которую она у меня вызывала. Не могу отделаться от мысли, что так она мстила мне за то, что я отвернулась от неё с самого рождения, за то, что была нежеланным ребёнком. 
Можно ли доверять всему написанному в этой книге писательницей Николь Розен от лица Марты Фрейд? И насколько правдоподобны те мысли, которые автор вкладывает в голову главной героине? Сама Н. Розен пишет об этом в Послесловии так:
Безусловно, я принимаю всю ответственность за слова и мысли, которые я приписываю ей, за события, которые являются плодом моего воображения. Но в то же время вымысел так тесно переплетен с фактами, что всё придуманное мной кажется таким же истинным. Марта предстаёт перед нами реальным человеком, такой, какой её представляют документы, которыми мы располагаем. Я ничего не выдумала о семье Марты, об исторических событиях, на фоне которых проходила её жизнь, ни о характере действующих лиц, ни об их внешности. 

Фото 1. Зигмунд Фрейд и Марта Бернейс до свадьбы, 1884 г. (https://24smi.org)
Фото 2. Зигмунд Фрейд и его жена Марта в день 25-й годовщины свадьбы, 1911 г. (https://lenta.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...